Методические рекомендации

Конспект урока 

Тема: «Однородные и неоднородные определения»

Цели: Образовательная:  актуализировать знания по теме однородные члены предложения, сформировать понятие об однородных и неоднородных определениях.
 Развивающая:  развивать логическое мышление, устную и письменную речь учащихся.
Воспитательная: формировать личностные качества обучающихся, необходимые для саморазвития и самообразования.

Литература:
1.  Русский язык. 8 класс. В 2 ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2007. – 311 с.: ил.
2.  Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 4-е изд.  – М.: Просвещение, 2007. – 237 с.

1.                В косичку был вплетен большой красный бант.
В косичку был вплетен красный, зеленый и желтый бант.
Посмотрите на предложения, ответьте, почему в первом предложении запятая между определениями не стоит, а во втором – нет?
Итак, во втором предложении перед нами однородные определения, а во втором предложении? (неоднородные)
2.                Тема нашего урока: однородные и неоднородные определения.
3.                Вернемся к нашим примерам.
Подумаем, как отличить однородные определения от неоднородных. Посмотрите на предложение №2: однородные определения характеризуют предмет с одной точки зрения: красный, зеленый, желтый – это все цвета, к ним можно подобрать обобщающее слово. Например? (разноцветные). Также между этими определениями можно поставить союз «и». Однородные определения обладают  теми же признаками, что и все однородные члены предложения.
Давайте вспомним признаки однородных членов: зависят от одного и того же слова, отвечают на один и тот же вопрос, связаны между собой сочинительной связью, произносятся с перечислительной интонацией.
4.                Посмотрим на предложение №1: неоднородные определения также относятся к одному определяемому слову и отвечают на один и тот же вопрос, но не имеют других признаков однородных членов. Они характеризуют предмет с разных сторон: бант большой характеризует предмет по размеру, красный – по цвету. Между ними нельзя поставить союз «и» и нельзя подобрать обобщающее слово.  Неоднородные определения лишены перечислительной интонации.
5.                Обратите внимание! Неоднородные определения часто бывают выражены именами прилагательными различных разрядов. Какие вы знаете разряды прилагательных? (качественные, относительные, притяжательные: лисья нора) В предложении №1 прилагательные одного разряда, но характеризуют существительное с разных сторон.
Рассмотрим пример: Шел длинный товарный поезд. К каким разрядам относятся данные прилагательные? (качественное и относительное(назначение поезда))
6.                На письме однородные определения разделяются запятой, а неоднородные – не разделяются.
7.                Открываем учебник на стр. 115 упр. 243. Прочитайте задание (один ученик).
Записываем упражнение.
Пример: Мне подарили --- иллюстрированную  книгу (размер).  – Мне подарили большую иллюстрированную книгу. Определения неоднородные, т.к. характеризуют предмет с одной стороны по размеру, а с другой – качеству книги.
8.                Работа с текстом(раздаточный материал):
На дымковскую глиня(н, нн)ую р_списную игрушку долгое время (не, ни)обращали вн_мание. Интерес а (за)тем и настоящее мировое признание к ней пришли в наши дни.

Дымковка это детский радостный опт_мистичный взгляд на мир. Здесь и з_ботливые серьезные нян(?)ки с детьми; грациозные игривые водоноски; з_бавные  р_зноцветные бараны с золотыми рогами; безобидные симпатичные дворняги; надменные смешные индюшки с индюшатами. Это и счастливые молодые люди катающиеся на лодке; веселые подвижные скоморохи на конях; застенчивые юные барышни с зонтиками. А как з_бавен в своей надменной величестве(н, нн)ой позе всадник на пятнистом неуклюжем коне!

Чтение текста учеником, вставляем пропущенные буквы, знаки препинания и раскрываем скобки.  Работа с выделенными словами: объясните лексическое значение выделенных слов (оптимистичный – бодрый и жизнерадостный, исполненный веры в будущее; скоморохи – разговорное, о человеке, потешающем других своими шутовскими выходками).
Записываем текст под диктовку, подчеркиваем однородные и неоднородные определения, обозначаем определяемые слова.
(На дымковскую глиняную расписную игрушку долгое время не обращали внимание. Интерес, а затем и настоящее мировое признание к ней пришли в наши дни.
Дымковка - это детский, радостный, оптимистичный взгляд на мир. Здесь и заботливые  серьезные няньки с детьми; грациозные игривые водоноски; забавные  разноцветные бараны с золотыми рогами; безобидные симпатичные дворняги; надменные смешные индюшки с индюшатами. Это и счастливые молодые люди, катающиеся на лодке; веселые подвижные скоморохи на конях; застенчивые юные барышни с зонтиками. А как забавен в своей надменной, величественной позе всадник на пятнистом неуклюжем коне!)
9.                О чем шла речь на уроке? Какие определения называются однородными? Какие знаки препинания ставятся при однородных определениях?
10.           Домашнее задание: УПР.246 подготовка к изложению.

                                  Тема: ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
- Ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ:
-Составление связного устного рассказа на лингвистическую тему; обогащение синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий.

«Причастие - «часть речи, причастная
(т.е. близкая) глаголу,
в образе прилагательного».
 (В.Даль)
«Сии глагольные имена
служат к сокращению
 человеческого слова,
заключая в себе имени
 и глагола силу».
 (М.Ломоносов)

1.ОРГ,МОМЕНТ.
2.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА,
А)У меня в руках мяч.
-Назовите признаки мяча:
по форме- круглый;
по величине- маленький;
по материалу- резиновый, плюшевый, лохматый…
по назначению- теннисный.
-Какие части речи мы использовали для этого.(Прилагательные)
-Что можно сказать об этих именах прилагательных, какие признаки предмета- постоянные или временные- они называют? (Постоянные)

Б) Произведем(поиграем) с этим мячом некоторые действия.
-Какие признаки приобретает мяч? Мяч какой?(Летящий, падающий, упавший, пойманный, катящийся, прыгающий…)Это признаки мяча по действию: падающий- падает(наст.вр.); летевший- летел(прош.вр.)
-Какие признаки мы называем- постоянные или временные?(Временные)
-А вот в будущем времени можно сказать- мяч падает(Какой мяч будет завтра?) Мы не можем назвать будущий признак.
-Почему?(Временный признак в будущем времени быть не может)
                                 (На экране появляется таблица)
МЯЧ
                       Какой?
                     Какой?
Круглый
Желтый
Маленький
Резиновый
Плюшевый
Лохматы
            ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Падающий (от падать- сам падает)
Летящий (от лететь – сам летит)
Прыгающий (от прыгать- сам               прыгает)
Упавший(от упасть-сам упал)
Пойманный (кто-то поймал)
               ПРИЧАСТИЯ



                     
  -Обратите внимание, что прилагательные мы можем заменить симнонимом(антонимом)- прилагательным(желтый-рыжий), причастие мы можем заменить сочетанием «местоим.+ глагол», от которого образовано данное причастие (летящий- который летит).
В)Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным?
СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.

Как найти причастия в тексте. Нам помогут в этом яркие морфемные признаки причастия — суффиксы. Запишем их в тетрадь:
-ущ- (-ющ-)                           -ом- (-ем-)
-ащ- (-ящ-)                            -им-

-ш-, -вш-                                            -т-, -нн-, -н-, -енн-
2)      Найдите в тексте причастия, выпишите их в тетрадь:
            Однажды я был удивлен ещё не виданным мною чудесным зрелищем. Стая лебедей, возвращавшихся на север с далекого юга, стала кружить над озером. Я видел освещенные зарею распахнутые розовые крылья, вытянутые длинные шеи.
       
Синтаксические функции причастий.
1. Сорванные листья упали на землю.
2. Листва была сорвана ветром.
      Каким членом предложения является причастие в предложении 1?
(Определением).
      В состав какого члена предложения входит причастие в предложении 2?(В состав сказуемого).
      Вывод: В предложении причастие выполняет функции определения или сказуемого.
      Прочитайте отрывок из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин» (Текст на экране):
Вспомним с нами отступавших,
Помолившихся за нас.
Воевавших год иль час,
Павших, без вести иль час,
Провожавших, вновь пропавших,
Нам попить воды подавших,
Помолившихся за нас.
- Найдите причастия и определите их роль в данном отрывке.
Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание:

      Выписать из учебника литературы 10 предложений с причастиями, подчеркнув их и выделив суффикс.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий